Первоисточником для вестерна, послужил роман «Красная Жатва» - одного из корифеев детективного жанра американской литературы Дешиела Хэммета, написанный им в 1929 году. Бывший криминальный журналист - Хэммет знал преступный мир не понаслышке, - почти десять лет он общался со всяким отребьем: жульем и ворьем; видел смерть и жесткость собственными глазами. Узрев подобное, нельзя остаться таким как прежде. Во первых, Хэммет стал ярым коммунистом, а во вторых, лучшим автором детективов в Америке. Издав, всего пять романов навечно вписал себя в историю мировой художественной литературы, для которой его роман стал таким же откровением, как для киноманов 60-х фильм «За пригоршню долларов». Хэммет привнес в литературу жесткость, пессимизм и пренебрежение законом. Леоне привнес тоже самое, но только в жанр кино. «Красную жатву» Хэммета никто до сих пор, не экранизировал - слишком уж сложна и не кинематографична. Зато сюжет, взятый из новеллы использовался невероятное число раз. А герой романа - «человек без имени» стал общим прозвищем героя Клинта Иствуда, сыгравшего в 3-х вестернах Серджио Леоне.
Впервые историей из романа «Красная Жатва» заинтересовался японский режиссер Акира Куросава. (Хотя, стоит оговориться, пара сцен из японского фильма взята из другого романа Хэммета - «Стеклянный ключ».) Доработав и адаптировав ее на японский лад, он снял фильм «Телохранитель». Сюжет, которого был таков: в поселок приезжает незнакомец – самурай, который решает избавить его жителей от бесчинств двух банд. Картина оказалась очень кассовой и принесла режиссеру не мало прибыли.
Посмотрев в кино «Телохранителя» Леоне, уже с первого просмотра понял (со слов Карлы Леоне), что сюжет картины можно легко адаптировать для съемок Вестерна. Тем более, что самый лучший, американский фильм о ковбоях - "Великолепная Семерка", был ни чем иным, как римейком, еще одного полотна Куросавы - "Семь Самураев". Леоне написал сценарий (книгу Хэммета, судя по всему, итальянец не читал - она и вовсе о другом). Он добавил очень простой мотив поступков героя одиночки, у которого появилась личная причина для борьбы бандами. Леоне так же вставил опереточное плутовство, присущее произведениям его земляка Карло Гольдони и сделал, очень похожий на оригинал, римейк «Телохранителя», в котором очень многое, в визуальном смысле, срисовал у Куросавы один в один. В последствии японец даже судился с Леоне, но ничего не добился.
«За пригоршню долларов» снималось в Испании, в жуткой глуше - в провинции «Алмерия». Денег у итальянца было в обрез - всего 200 –ты тысяч $. Единственной и главной надеждой для фильма стал исполнитель главной роли Клинт Иствуд. Вначале, правда, Леоне хотел пригласить звезд, американского кино - Генри Фонду и Джеймса Кобурна, но те только посмеялись над предложением итальянца. Позднее он выбрал Ричарда Гаррисона - очень харизматичного актера, впоследствии много снимавшегося в спагетти-вестернах. Но и он в конце концов отказался от участия в проекте - ибо посчитал его априори неудачным . У Леоне остался только один вариант - Клинт Иствуд. Этот великий американский актер, на тот момент, будучи еще сырым новичком, мелькавшим в сериалах, но грезивший большим кино поехал в Италию для съемок у никому неизвестного, тогда режиссера и не прогадал. А все потому что " некому не известный режиссер", к тому же из Италии, приехал в Лос –Анжелес и лично попросил его сняться в итальянском вестерне за " нищенский", по голливудским меркам, гонорар - 15 – тысяч долларов. Но делать было нечего, других предложений у Иствуда, все равно не было. Съемки проходили в ужасных условиях: в домах, где жили актеры и съемочная группа не было горячей воды, а о кондиционерах на 40 -й градусной испанской жаре оставалось только мечтать.
Хотя фильм увидели только европейцы, американцы такого "безобразия" стерпеть не смогли - полное нарушения пакта кинопромышленников поставило крест на возможности проката картины в Америке. Для славы итальянцу хватило и европейской публики. В картине все было реалистично и ново: сюжет, режиссура, вольность повествования и много много насилия, недопустимого в американских картинах.
Но все – таки помимо, выше перечисленного Серджио Леоне сделал еще кое-что для успеха своей картины. Он заменил в титрах все итальянские фамилии на американские. Сам, к примеру, стал Боб Робетсоном. Народ, думая, что фильм американский шел на него в первый раз. А посмотрев, шел еще раз, чтобы увидеть первый вестерн, лишенный привычных стереотипов американского кино. Здесь не было хороших и плохих парней. Все было как в жизни. В американских вестернах всегда соблюдался закон – деление героев на абсолютно порядочных и абсолютно плохих. Реализм и жестокость главенствовали над привычными (американскими) законами жанра.
Сам по себе фильм «За пригоршню долларов» нельзя воспринимать как абсолютно серьезное кино. Это формализм и эстетство, присущие Леоне. Это и масса условностей. К примеру, в городе живут лишь две банды, трактирщик, да гробовщик, а остальных жителей почти не видно. "Остальных" Леоне вырезал, дабы они не отвлекали внимание от сюжета. Ведь, суть притчи рассказанной в этом фильме состоит в том: что один умный и сильный человек способен на многое. А если у него много противников их запросто можно стравить, тем самым оставив лишь одного врага, да и то не в лучшем расположении.
Источник: kino-leone.narod.ru